Тайное обучение

Тайное обучение
         Датой оккупации немецко-фашистскими войсками принято считать дату 29 июня 1941г. Именно в этот день первые колоны вермахта вошли в разрушенный и сожженный Волковыск.Начались черные дни оккупации.
         Все национальные проблемы, которые возникали на подвластной территории немецкая администрация гасила стереотипной формулой: нету Польши, нету Беларуси, есть только Германия.
         В этой атмосфере оккупационная власть не разрешала восстановить и деятельность культурных учреждений. Поэтому осенью 1941 г. в начале первого школьного года в условиях немецкой оккупации дело легального обучения очутилось в сфере решений поветовых комиссаров. Большинство из них прямо запретило открытие школ, в том числе и в Волковысском повете. Нарушение такого запрета угрожало суровыми репрессиями, вплоть до смерти. Школьную молодежь начали использовать для полевых и других работ под присмотром бывших учителей.
         Но патриотически-настроенные граждане города понимали, что будущее родины невозможно без грамотной молодёжи, и чтобы не терять драгоценного времени, приступили к тайному обучению детей. Уже в сентябре 1941 г. группа польских учителей организовала тайное обучение детей по программе начальной школы. Его организацию поручили бывшей учительнице Станиславе Лашкевич. Именно она собрала небольшую группу бывших учителей.
         На фото можно видеть некоторых из них – Богуслава Блышкова и Янины Волоськувны (Волосковой).
         Каждая из учителей имела на обучении по нескольку групп учеников. Группа состояла из учеников одного класса. Имеются данные, что Тайным обучением в Волковыске было охвачено около 300 человек.
         В критические моменты, когда в Волковыск из Белостока приезжало гестапо проводить карательные акции, учителя прекращали на время обучение. Сами покидали Волковыск и укрывались по окрестным деревням. Когда опасность проходила, учителя возвращались снова и продолжали обучение.
         На фото можно видеть дома по улицам Первомайской и Жолудева, где во время оккупации проводились занятия с детьми.
         У бывшей ученицы тайного обучения Марии Бутько сохранились написанные Богуславой Блышковой свидетельства за 1942/1943 и 1943/1944 учебные года.

                  Все свидетельства выписаны на польском языке. В свидетельстве за 4 класс, которое было получено по итогам 1942/1943 учебного года следующие оценки: за поведение — хорошо, религия — хорошо, польский язык — хорошо, счёт — хорошо, природоведение — хорошо, география — хорошо, старание — хорошо, дисциплина — хорошо. Общий итог — хорошо. Волковыск. 25 июня 1943 г. и подпись Богуслава Блышкова.