Кейс районного проекта "Музейные встречи"

 

Музей в изоляции: онлайн-активность музея

Сегодня школьные музеи занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг, и становятся активными элементами общественной жизни. 

На школьные музеи возложена важнейшая общественная миссия – через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру.

Эффективность работы музея зависит, прежде всего, в разработке форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, помогая им обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии.

Образовательная деятельность современных школьных музеев также перестраивается, воспринимая технологические инновации педагогики развития.

Для современного человека стала особенно важна атмосфера музея: она должна быть интересна и удобна. Изменилась мотивация посещения музея людьми. Все большее значение для аудитории приобретает его досуговая функция. Музеи больше не могут работать как раньше. В борьбе за посетителя приходится уделять большее внимание новым образовательным технологиям и использовать их в своей работе.

Одной из таких технологий является технология интерактивности. Обратимся к понятию интерактивность.

Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др.

Интерактивность (от лат. inter «между, внутри» и activus  «деятельный») – модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности виртуальной реальности, компьютерной графики.

Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Интерактивность предлагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она требует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам» – действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.

Сам музейный педагог в этой ситуации «уходит в тень», становясь лишь помощником.

В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видео шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность и многое другое. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Всё более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий. Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты и др.

В последнее время технологии интерактивности активно проникают в школьные музеи. Однако одной из особенностей школьного музея является то, что он уже является интерактивным по своей природе. Посетители    музея – учащиеся, учителя, родители, являются активными участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, и являются не только зрителями, но и участниками процесса. Учащиеся чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. И часто становятся экскурсоводами.

Другая особенность – это игровое, интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору: входить в состав актива или совета музея, быть просто посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.

Необходимо сделать так, чтобы музейный мир стал близким и понятным с детства, чтобы у ребёнка сформировалась необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музеях, ценить прошлое, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Огромную помощь могут оказать технологии интерактивности. Эта технология привлекательна не только для посетителей, но становится основной тенденцией развития музеев.

Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов? Первым преимуществом интерактивных методов перед обычным мероприятием или экскурсией, безусловно, является наличие обратной связи между экскурсоводом и аудиторией.

Традиционные формы организации экскурсий в школьных музеях

Самые распространённые и известные ранее активные формы, используемые при проведении экскурсий в школьном музее:

1. Использование аудиозаписей.

Трансляция аудиозаписей военной поры: информационные сообщения о событиях на фронтах, военные песни, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла. Эта форма широко используется в школьных музеях и по-прежнему остаётся востребованной.

2. Использование видеоматериалов.

Современное техническое оборудование школ и школьных музеев позволяет ещё больше использовать демонстрацию архивных документальных фильмов или кадров из художественных кинофильмов и сделать этот процесс более доступным и зрелищным.

3. Встречи с ветеранами, первостроителями, выдающимися людьми.

Встречи с участниками различных исторических и важных событий школы, города или района широко ранее распространённая форма работы школьных музеев. В настоящее время организация встреч с ветеранами становятся достаточно трудными, т. к. количество участников военных действий с каждым годом уменьшается. Но забывать эту форму работы школьного музея не стоит, можно приглашать на встречи со школьниками их бабушек, дедушек, родных – все они являлись свидетелями самой страшной войны за всю историю человечества.

4. Элементы ритуала (характерны при проведении военнопатриотических экскурсий).

Эта форма активизации восприятия экскурсантами сегодня также актуальна. Минута молчания, возложение цветов, вынос знамени и боевых наград, флеш-моб с использованием георгиевских ленточек, элементов военной формы – методы позволяющие активизировать экскурсантов и придать экскурсии эмоциональную окраску.

Современные учащиеся трудно воспринимают информацию с помощью способов и приёмов, которые были эффективны ранее. Поэтому особое значение приобретают интерактивные технологии, многие из которых успешно реализуются в музеях. 

Интерактивные формы работы школьного музея

1. Виртуальная экскурсия.

Виртуальные экскурсии – это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (страна, город, национальный парк, музей, производство и т. д.). Главное преимущество виртуальных    экскурсий – возможность, не покидая аудитории, ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности. Сначала виртуальные экскурсии это были сайты реальных музеев. Затем появились собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога. Опубликовав виртуальную экскурсию школьного музея, на сайте образовательного учреждения, можно рассказать о его экспонатах, выставках, экспозициях. Это позволит представить школьный музей для более широкой аудитории: для родителей, дошкольников, местного населения. Виртуальные экскурсии дают возможность учащимся попробовать в качестве экскурсовода. Так же на площадке образовательного учреждения виртуальная экскурсия школьного музея может применяться в целях дистанционного обучения.

В нашем музее мы предлагаем нашим посетителям следующие экскурсии (https://4museme.blogspot.com/p/blog-page_9.html):

- видеоэкскурсия для учащихся младшего, среднего и старшего звена «Наша школа вчера и сегодня»;

- Тайное обучение (МЕДИА-презентация);

- обзорная видеоэкскурсия на английском и немецком языках.

2. Квест-экскурсия.

Квест-экскурсия это комбинация классической экскурсии и игры.

Квест, quest (англ) – поиск чего-либо, путешествие к определённой цели через преодоление определенных трудностей. Таким образом, у экскурсии берётся определённая тема, заранее составленный маршрут, зрелищность, а от квеста – головоломки, загадки, активность участников квеста.

На старте команды получают различные задания, шифры к которым находятся в экспозиции школьного музея. Квест-игра может выходить за рамки музейного пространства. Она может начинаться или заканчиваться в школьном музее, а основные задания могут выполняться в актовом зале школы или на спортивной площадке, в учебном кабинете. Главное на что нужно обратить внимание при подготовке и проведении квест-экскурсии является безопасность экскурсантов.

Активно в нашем музее используется и квест-игра. Всего разработано и проводится уже несколько квестов:

1. квест-игра «По следам Победы…»

Квест проходит в форме игры по станциям. Станций 5: «Азбука  не Морзе», «Пионеры-герои», «Улицы моей родины», «План Барбаросса» (КВИЗ) и «Собери пазл». После каждого выполненного задания капитан команды должен выслать фото прохождения точки (ответы и др.) чат-боту личным сообщением посредством Viber.

2. квест «Дорогами мужества»

В самом начале мероприятия ребятам необходимо разделиться на команды. В каждой команде выбрать командира и разведчика, получить маршрутный лист и карту, в которой указано направление движения команды. Квест проходит в форме игры по станциям. Станций 7: «Синий платочек», «Юные радисты», «Мы помним!», «Снайпер», «Киномозаика»,  «Палитра войны» и «Штаб».

3. квест «Научный Новый год»

(https://drive.google.com/file/d/1EyrB84Awf2TXW6JLp4qQUJp-bxvzx9dN/view)

Квест проходит в форме игры по станциям. Станций 4: «Новогодняя», «В гостях у Ёлки», «Морозная», «Снежинка». На станциях игроков встречают Новогодние персонажи, которые знакомят ребят с историей Нового года и предлагают выполнить задания, ответить на вопросы, изготовить маски.

4. квест «Игра в прятки, или В поисках музейных невидимок»

(https://drive.google.com/file/d/1KO5AQL2FoJCrAG3INraUET4lhlSR-p1a/view)

Командам игроков (4-5 человек) выдаются маршрутные карты с заданиями. Это своеобразный интеллектуальный  марафон по увлекательному тематическому маршруту по музею, основанный на самостоятельном исследовании и поиске ответов на задания маршрутных листов в экспозициях музея. Задания разнообразные и для их выполнения требуется смекалка, логика, внимание. Наибольший интерес вызвают у учащихся задание с расшифровкой QR-кодов.

3. Экскурсия-спектакль.

Экскурсии-спектакли – это вид экскурсий, который очень быстро набирает популярность благодаря яркости и эмоциональной насыщенности. В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории и литературы, персонажи и сюжеты. Театрализованная экскурсия – это достаточно необычный и очень стильный способ проведения урока или музейного занятия с пользой и удовольствием. Такой вид экскурсии превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий в представляемой программе экскурсии.

Театрализованная экскурсия – это уникальное сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй. Привлечение к музейным занятиям других объединений учебного заведения так же расширяет границы школьного музея.

4. Экскурсия «мастер-класс».

Мастер–класс – это особая форма экскурсии, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной и проблемной педагогической задачи. В ходе мастер-класса идёт не прямое сообщение знаний, а способ самостоятельного их получения. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы. 

В нашем музее на данное время мы предлагаем 2  мастер-класса:

- урок чистописания «И пальцы просятся  к перу, перо к бумаге...»

Письмо пером – уникальное изобретение прошлого века, достойное не только уважения, но и восхищения. Участники имеют возможность обмакнуть перо в чернила и попробовать писать им.

- мастер-класс «Учимся считать на счётах».

Посетители познакомятся простым механическим устройством для произведения арифметических расчётов, которое является одним из первых вычислительных устройств – русскими счётами. Научатся выполнять базовые арифметические операции: сложение и вычитание.

Записано видео мастер-класса «Счёты и арифметические действия с ними».

5. Музейный праздник.

Особенность музейного праздника заключается в неформальной атмосфере праздничности, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника ещё и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство.

Главная роль музейного праздника это эмоциональное воздействие на аудиторию. Для этого можно широко использовать такие уже известные ритуальные приёмы это возложение цветов, звук метронома, салют, «минута молчания».

6. Демонстрация экспонатов в действии.

В основном в музеях распространены стационарные экспозиции, похожие на стоп-кадр. Даже передвижная выставка, существует стационарно, воспроизводя один и тот же образ, где бы она ни пребывала. Тем не менее, есть способы «оживить» экспозицию. В школьном музее можно продемонстрировать работу таких предметов как телефон, военная сирена, радио, солдатский вещевой мешок, палатка, швейная или печатная машинка, пионерский галстук или барабан.

7. Музейные акции.

Школьный музей может быть инициатором или активным участником различных музейных акций, которые привлекут в музей новых посетителей.

- «Ночь музеев» – школьный музей может присоединиться к международной акции «Ночь музеев», основная цель которой показать ресурс, возможности, потенциал музея, привлечь в музеи новых посетителей.

- «День семьи» – ежегодно в Международный День Семьи гости музея смогут принять участие в играх, мастер-классах и занятиях, посвященных самому ценному в жизни каждого человека – семье. У посетителей есть прекрасная возможность лучше понять свою родословную, свои корни. Задания должны быть продуманы для каждой возрастной категории.

- «День старшего поколения» – в этот день в музей приглашаются бабушки и дедушки учащихся. Специально для них организуются экскурсии, конкурсы, мастер-классы. Школьники могут приготовить подарки для посетителей или устроить чаепитие.

- «Музейное селфи» – обычно, чтобы сделать фотографию в музее нужно специальное разрешение, а акция «Музейное селфи» предполагает фотографирование в стенах школьного музея дальнейшую демонстрацию лучших фотографий. Фотографии должны быть объединены одной темой или конкурсным заданием.

- «Музей в подарок маме» – ежегодно в праздник «День Матери» можно проводить акцию «Музей в подарок маме!». Суть акции в том, что дети в этот день дарят своим мамам в подарок музей с его действующими выставками. Здесь самому можно провести маму по залам музея, и блеснуть своими знаниями по истории. Посетить музей в День Матери – это ещё один повод провести время вместе.

- «Первый посетитель выставки» – смысл акции заключается в повышении привлекательности музея для гостей. Нужно успеть стать первым посетителем и тогда вручается поощрительный подарок.

Среди музейных акций хочется остановиться на одной из них, которая начала действовать в музее с этого учебного года - «За школьной скамьёй». Все посетители музея, кто желает, имеют возможность сфотографироваться за партой и разместить своё фото в любой социальной сети. А в музее есть постоянно действующая сменная экспозиция с фотографиями посетителей.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учётной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий. 

2. Формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации. 

3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые возможности в работе с посетителями. 

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Локальные сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов, с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея. 

5. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров учреждения – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля). 

Создание виртуального школьного музея в образовательном учреждении способствует использованию разнообразных форм работы музея, активизации общественных органов самоуправления, позволяет значительно повысить оценку музея со стороны основных участников образовательного процесса и способствует открытой коммуникации и эффективному сетевому партнерству. Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, позволяющие приобретать знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности.   

Однако, в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, поисково-исследовательскую работу в школьном музее более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.

Виртуальный музей – это собрание Web-страниц, расположенных не обязательно на одном Web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его интересует. Фотографию заинтересовавшего его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своём компьютере. В силу такой возможности выбора и сохранения этот способ приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт дисков. Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.

Обычно посещение музея предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов. Участники слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать увиденное.

Интерактивные формы, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает мероприятия более интересными и более запоминающимися.

Использование интерактивных технологий в музеях предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Так как для ребёнка основной формой познания окружающего мира является игра, мы решили использовать этот вид деятельности в работе с посетителями нашего музея. Одна из инновационных форм работы в данном направлении – интерактивная игра.

В школьном музее мы разрабатываем и проводим занятия с учётом специфики именно нашего музея. Это такие, как:

-  игра «Собери портфель ученика 60-70 годов»

- познавательно-развлекательный практикум «Путешествие во времени»

Во время мероприятия  ребята совершат незабываемое путешествие по реке Времени, разгадают тайны письменности древних государств: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, заглянут в келью к летописцу Нестору, познакомятся с удивительной историей происхождения письма, познакомятся с историей книгопечатания. В процессе мероприятия участники попробуют «прочитать информацию» с древних наскальных рисунков.

- музей в портфеле «Путешествие в стану Портфелию, или Как учились наши предки»

Во время мероприятия ребята встретятся с жителями страны Портфелии – школьными принадлежностями. Узнают историю их происхождения, познакомятся с древними мерами длины (верста, аршин), разгадают загадки, решат задачи из учебников прошлого века, научятся считать на счётах.

- из истории музейного экспоната «Диапроектор»

А также на сайте музея размещены игры, в которые можно поиграть онлайн или скачать игру к себе на компьютер и тоже поиграть. Среди них такие, как «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Вперёд в прошлое», «Музейный экспонат» и другие (https://4museme.blogspot.com/p/blog-page_12.html).

Эффективность интерактивных форм работы способствует:

- интенсивности процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счёт более активного включения посетителей в процесс;

- повышению мотивации и вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников;

- приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей учащихся.

Всё вышесказанное подчёркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованными новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней  интерес к творчеству и обучению.