Чаще всего люди вместе собираются на праздниках. Радостью жизни называл праздники народ. Только в праздничные дни обыденные заботы, зло растворялись во всеобщем веселье. Кругом царил, как сказал бы А. С. Пушкин, «вольный дух площади».
История народа отражается и в праздниках. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем-то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далёком прошлом зарождались праздники. Традиции древних обрядов, переродившись в игровые, карнавальные, обогатили народную праздничную культуру. Ритмы народных праздников тянутся к нам из глубины веков. Их язык универсален. Они несут образ счастья, благополучия, добра, надежды. Праздники продолжают появляться и в наши дни. Традиции народных праздников нашли отражение в поздравительных почтовых открытках.
История открытки, как мне кажется,
началась задолго до того, как историю эту огласили... Маленькие детки – вот кто
на самом деле являются первооткрывателями открытки! Дети всегда стараются
порадовать мам своими рисунками... а рисунок с подписью «Любимой мамочке» – это
и есть самая настоящая и самая дорогая
открытка в мире!
Сейчас уже трудно
представить праздники без красочных поздравлений в форме открытки. Открытка — неотъемлемая часть настоящего поздравления. Это небольшой, но очень трогательный атрибут
торжества. Открытка помогает создать особую атмосферу и способна через годы
напомнить о людях, которые даже через расстояние были с вами в день праздника.
Особенно это касается новогодней
открытки, так как именно в ней мы желаем
нового счастья, новых свершений, всего нового. Соответственно, открытка
становится символом нового этапа в жизни.
Но задумывались ли вы когда-либо о
том, откуда пошла традиция дарить открытки, какова история привычной всем
новогодней открытки?
Что такое открытка?
Открытка – специальный вид
почтового отправления, изготовленного на плотной бумаге, картоне,
предназначенного для короткого, открытого письма без конверта. Такие открытые письма были самым дешёвым видом
почтового сообщения и первоначально представляли собой простые белые карточки,
без рисунка. В этом смысле история прямо указывает, что открыткой может
называться только почтовая карточка строго определенного размера,
соответствующего международному почтовому стандарту – 105х148 мм.
Сейчас
открытками называют не только почтовые карточки, но и поздравительные открытки
разнообразных конструкций и форматов, а также другие виды поздравлений, не
имеющих никакого отношения ни к почте, ни к полиграфии. Одним словом,
история открытки продолжается.
Общеизвестная
история открытки как почтовой карточки насчитывает более 140 лет. За столь
долгий срок существования открытки её внешний вид и предназначение неоднократно
менялись. Существует несколько версий появления первых рисованных открыток.
Разные страны спорят за пальму первенства в данном вопросе.
А началась её история в Древнем
Китае, где уже два тысячелетия назад в первый день после празднования Нового
года было принято поздравлять карточками красного цвета тех, кого не получилось
увидеть на празднике. Накануне праздника хозяин дома вешал мешочек возле двери
специально для этих карточек, на котором было написано: «Извините меня за то,
что лично принять не смогу».
Согласно мнению французов, открытка
возникла во время франко-прусской войны (1870 –
1871гг). У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась
писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они
использовали вырезанные из картона прямоугольники. Чтобы отвлечься от тяжёлых военных будней и невесёлых мыслей, солдаты
разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из разрисованных
прямоугольников попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани.
Возможно, что именно так началась история создания открытки.
Впрочем, у
англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки. Считается, что первую рождественскую открытку создал
английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил
своему другу, была изображена счастливая
семья возле ёлки и зимний пейзаж. Художник не придал особого внимания своему
изобретению, он просто хотел поздравить своего друга необычным способом.
Фактически это была ещё не открытка, а рождественская поздравительная карточка.
Позднее, в 1800 году, появился деловой человек, который организовал продажу
таких карточек и не только к Рождеству, но и к Новому году.
Настоящая серийная открытка
появилась тоже в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник сэр Генри
Коул в преддверии наступления Нового года обратился к своему другу Джону Герсли
с просьбой нарисовать что-нибудь интересное с новогодней тематикой. И друг его
нарисовал первую в истории открытку с поздравлением к Новому году. Джон Герсли
придумал украсить открытку настоящим рождественским триптихом: в центре
художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по
бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и
сострадании этого добропорядочного английского семейства. Изображение дополняла
звучная подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
Открытка была настолько
популярна, что у Генри Коула появилась идея издать эту открытку в Лондоне
тиражом 1000 экземпляров, чтобы можно было не только поздравить своих родных,
близких и знакомых, но и продавать всем желающим. Первые открытки были
черно-белыми и раскрашены самим художником. Сверху было написано кому, а внизу
– от кого. Открытки из этой серии разошлись мгновенно, за каждую открытку было
получено по шиллингу.
Однако, ни Коул, ни Хорсли не увидели здесь
возможности развить свой бизнес, наивно полагая, что посылать рождественские и
новогодние открытки это лишь дань моде, которая очень изменчива и быстротечна.
Но они ошиблись. С 1860 года начался массовый выпуск
открыток, а обычай посылать новогодние открытки прочно вошёл в нашу жизнь.
В январе 1869 года в истории развития почтовой открытки
произошло важное событие : в Австрии появилась «корреспондентская карточка»,
очень похожая на современные открытки, которую следовало посылать без конверта.
В Австрии на протяжении многих лет символами счастья являются
изображения трубочиста, четырехлистного клевера и свиньи. Именно эти персонажи
и красуются на поздравительных открытках.
В Японии принято дарить открытки с
изображением животного, которое соответствует этому году по восточному
гороскопу. В этих открытках жители страны Восходящего солнца благодарят своих
родственников и знакомых за всё хорошее, что случилось в уходящем году и
выражают надежду на продолжение доброжелательных отношений в дальнейшем.
Английская традиция
поздравлять близких людей праздничными открытками обошла всю Европу и в
середине XIX века пришла в Россию. Сначала предприимчивые
купцы привозили в Россию поздравительные рождественские открытки из Германии,
Франции, Австрии, но только без иностранных надписей. В сознании русского
народа Новый год тесно был связан с Рождеством. Это нашло отражение в русских
новогодних открытках, на которых были и заснеженные русские просторы, и сюжеты
быта, и красивые купола церквей. Это всегда было
что-то очень милое, неброское, но очень изящное. Особое внимание уделялось
материалам для изготовления новогодних открыток. Особенно, если это были
открытки, изготовленные на заказ: в этом случае мастера использовали блестящую
крошку и даже золотое тиснение.
В России первая поздравительная
открытка появилась в 1897 году. Они не были иллюстрированными,
и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге
чёрного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города,
в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были
предназначены для отправки внутри города, а зелёные – для иногородних отправлений.
По тем временам цена таких открыток была довольно высока
и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Тематика
новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была
разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей,
животных и даже солдат Первой мировой войны.
Автором первой новогодней
открытки можно считать известного русского художника Николая Николаевича
Каразина. В его работах 1901 года были сцены праздничного гулянья, пейзажи
зимней природы, полёт тройки коней.
На территории Беларуси
первые иллюстрированные открытки появились в 1890-м — в Минске, Гродно и
Бресте. Больше всего открыток частные издательства, книжные магазины и
фотоателье выпустили в 1905-1910 годах: рисовали пейзажи и портреты
литераторов.
Пересылать
открытки придумал почтовый работник Генрих фон Стефан в 1865 году, но его
предложение граждане поначалу посчитали неприличным: как же можно писать
конфиденциальные сообщения на листе без конверта? Впрочем, быстро изменили своё
мнение.
Открытка
играла большую роль в художественном просвещении и воспитании народа. По
старинным открыткам можно узнать, как изменялась мода прошлого века, как
наряжали ёлку, в какие игры играли, как жили и праздновали праздники люди
разных слоёв населения.
По открыткам можно проследить историю ушедшей эпохи.
В сознании белорусского, как и
русского, народа Новый год всегда был неразрывно связан с Рождеством, поэтому дореволюционные художники рисовали на
открытках традиционные новогодние пейзажи: заснеженные леса, запряженные тройки
лошадей и церкви. Это всегда было что-то очень милое, неброское, но очень
изящное.
После революции жизнь
новогодней открытки на некоторое время прекратила своё существование, ибо стала
символом всего буржуазного, ненужного советскому человеку. Любые напоминания о
Рождестве запрещались: под страхом жестокого наказания из домов исчезали
новогодние ёлки, открыток не было в принципе. Но поздравительные открытки
выстояли в этой борьбе за существование.
После возобновления новогодней
традиции на открытках в обязательном порядке рисовали кремлёвские звёзды. Этим
подчеркивалось, что наступление Нового года знаменуется боем курантов, а не
звоном церковных колоколов.
Но особенную роль новогодняя
открытка сыграла во время Великой
Отечественной войны, когда она, собственно, и вернулась после нескольких
десятилетий запретов. Новогодние открытки военных лет отличались большим
разнообразием. На них — эпизоды боев и будни фронтовой жизни, подвиги партизан
и портреты героев, тексты песен военных лет и острая сатира на фашистов. Только это были не простые новогодние открытки с пожеланием
счастья. «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было
новогоднее поздравление того времени. Под стать ему было и пожелание: «Воин
Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Будь героем!» На
открытке были помещены изображения героев, с которых следовало брать пример:
Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны военной открытки был еще один призыв
ко всему советскому народу — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и
политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» Эта открытка
была выпущена в Москве в 1941 году.
Даже Дед Мороз на открытках гнал
метлой фашистов, а Снегурочка стала медсестрой.
Открытки послевоенных лет сегодня кажутся нам домашними, воспевающими мирную
жизнь. После военных лишений новогодние открытки своей красотой затрагивали
самые потаенные струны души, привыкшей к лишениям и ужасу войны. Поэтому не так
важно, что изображено на новогодней открытке. У человека, взявшего её в руки,
рождается ощущение праздника, детства и чуда. А тёплые слова от дорогих людей
наполняют уверенностью, что все будет хорошо в наступающем году.
Так, в 1950-е
годы их в основном печатали по эскизам профессиональных
художников с указанием фамилии автора рисунка. Сюжеты выбирались простые:
дети катаются на санках, лепят снежную бабу, водят хоровод вокруг елки.
Расцветом советской новогодней открытки считаются 60-е годы. В это время началась эра
освоения космоса. Советский Союз запустил первые искусственные спутники Земли,
а потом и космические корабли с человеком на борту. Это нашло отражение в
почтовых новогодних открытках, на которых художники стали рисовать или деда
Мороза, или Новый год на спутнике или ракете. В послевоенное время стала бурно
развиваться техника, и на почтовых открытках стали появляться такие элементы,
как вертолеты, самолёты, паровозы, автомобили. На одной из открыток — ёлка с
красной звездой на макушке, рядом с которой серп и молот, а вокруг неё рабочие,
строительные конструкции, дома. Дед Мороз теперь
летал на самолётах и в ракетах, разносил почту, пахал землю, строил БАМ, плавил
металл и даже болтал по дефицитному телефону. Можно было встретить и
беларускамоўныя паштоўкі: с погоней, национальным орнаментом, изображениями
минского цирка, Дворца спорта и прочих достопримечательностей.
В 1961 году
Государственное издательство БССР издало 77 видов открыток общим тиражом более
3,5 млн. экземпляров, а в 1966-м — уже 136 видов тиражом 23 млн. экземпляров!
Огромными тиражами новогодние открытки по рисункам лучших советских
художников печатал «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, ассортимент
быстро расширялся: возвращались открытки со сказочными сюжетами, появлялись
карточки с самолётами, поездами, новостройками, изображениями других достижений
прогресса и результатов труда.
В 60-70-х гг. на открытках изображали
спортсменов, встречающих Новый Год на лыжне или катке, пары и компании в
красивой одежде, отмечающие праздник в ресторане.
На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» — телевизор, детские
механические игрушки, фрукты, шампанское. Последнее, к слову, исчезло с
открыток с введением «сухого» закона.
В 70-е годы пару Деду Морозу
составляет внучка Снегурочка, в 80-е
появляются олимпийский Мишка и персонажи мультфильмов. Милые зайчики,
ёжики, Чебурашки, другие мультяшные герои, дед Мороз в сказочных санях,
счастливые лица детей у ёлки, лесная красавица, украшенная фонариками,
конфетами, бусами и пряниками. В этих открытках какое-то особое очарование,
детская наивность, ожидание чуда и вера в лучшее.
В 1980-е годы рисованную открытку вытесняет
фотооткрытка. На большинстве открыток того времени — натюрморты с еловыми
лапами, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи.
Используются предметы традиционных промыслов — хохломские подносы,
фарфоровые игрушки, расписанные мастерами Гжели. Появляются открытки с
надписями из фольги, тисненым рисунком.
Но, пожалуй, самыми любимыми стали открытки, которые создавал известный
художник-мультипликатор киностудии «Союзмультфильм» Владимир Зарубин: они
расходились по всему Советскому Союзу многомиллионными тиражами. Персонажи,
которых он изображал, были настолько симпатичными и милыми, что все старались
отправить открытки именно с чудными медвежатами, белками или зайцами.
В 90-е можно
встретить открытки «С Рождеством Христовым!», в 2000-х — изображения персонажей восточного календаря.
Постепенно рисованную открытку стала вытеснять фотооткрытка. А сегодня и
вовсе популярна открытка электронная, когда при помощи нескольких «кликов»
можно создать любое изображение. Однако мода на все хорошее возвращается, и все
чаще люди с надеждой заглядывают не в электронный ящик, а в почтовый…
Интересно,
что на дореволюционной открытке не было Деда Мороза, он – фигура заморская, и
стал популярен в советское время. Тогда в моде были Вифлеемские звёзды,
заснеженные домики, тройки лошадей и нарядные дети.