Бабушкино наследство для лесной красавицы

 


 












У всех есть дома свой семейный клад –

Богатым от него никто не станет,

Но бережно сокровища хранят

В коробке или в старом чемодане.

 

Они хрупки, блестящи и тонки,

И красоты волшебно-филигранной!

Они разбиться могут на куски,

И жалко их бывает несказанно!

 

Их ценность не в каратах, не в цене,

Но, нам передаваясь по наследству,

Они рождают трепет в глубине,

Что дорог и знаком любому с детства.

 

Мы достаём их только в Новый год,

И вот ведь странность – сердце замирает.

Не дух ли в них магический живёт –

Не зря ж они таинственно сверкают!

 

Чтоб все сбылись надежды и мечты,

Мы рядим ёлку ими до макушки!

В заветный час желания чисты,

Просты, как новогодние игрушки!!

Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Но у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока ёлочного шарика…

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Ещё в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозелёные ветви.

По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке,   «яблоки» – сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты.

Когда же стали украшать ёлку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали ёлку. Тогда жители   пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары главные среди ёлочных украшений. А немецкие мастера-стеклодувы научились делать различные фигурки.

Со второй половины XVIII века ёлочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а ещё – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п.

Серебряные звёздочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке.

До 18 века новый год праздновался….  1 сентября. И только указом царя Петра Первого он был перенесен на зимнее время – 1 января. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. 

 А в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии (Германия) были изготовлены первые ёлочные шары. Для их изготовления использовалось тяжёлое стекло, внутреннюю поверхность которого мастера покрывали свинцом, так игрушки становились блестящими.

А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически всё, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.

До 1900 года считалось, что ёлка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками. В начале ХХ века были популярны ёлки в стиле «минимализма» - строгие, невычурные, в серебристо-белых тонах. А позже пришла тенденция украшать ёлочки фигурками из золочёной и серебряной бумаги и картона и соломенными звёздочками.

Но по-настоящему обычай наряжать ёлку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришёл в Россию при Николае I . Его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. Именно при ней в России появился обычай дарить на Новый год подарки. Это были маленькие сувениры, дорогие безделушки, в красивых коробочках сложенные под ёлкой.

Однажды в Зимнем дворце установили гигантскую ёлку, ветви которой были украшены новогодними подарками. Новость мгновенно облетела столичную знать. Таким образом, российские ёлки получили достойное праздничное обрамление.

Первое время новогодние игрушки закупались в Германии, но в конце 19 века в России начали появляться собственные артели, занимавшиеся производством стеклянных и металлических фигурок. В большом количестве выпускались игрушки из ткани, папье-маше и ваты.

В дореволюционные времена в России ёлочные украшения стоили больших денег и были по карману только очень обеспеченным господам. Купить шарики на ёлку можно было лишь в столичных галереях и салонах. А привозили такие украшения из Германии.

Новогодняя индустрия набирала обороты, и в скором времени в Москве и Клину открылись фабрики по производству бенгальских огней и стеклянных шаров.

Конечно, до изделий немецких мастеров им было далеко, и люди побогаче продолжали закупать игрушки в Германии.

В то же время в моду вошли картонные фигурки, прозванные дрезденским картонажем. Необходимость производства таких изделий объяснялась дороговизной игрушек из стекла. Технология создания картонажа была настолько простой, что её успешно использовали в самых бедных семьях для украшения новогоднего дерева. Две зеркальные половинки, вырезанные из картона, склеивали друг с другом и покрывали фольгой.

Независимо от финансового положения и сословия, в каждой семье было принято изготавливать новогодние игрушки собственными руками. Это было модно и престижно, такими фигурками хвастались перед гостями.

Игрушки могли изготавливаться из природных материалов, папье-маше или бумаги. Декабрьские журналы помещали выкройки фигурок и литографические изображения новогодних героев: Дедов Морозов, гномов, фей, ангелочков, которых следовало вырезать и склеить. Советы и рекомендации детям по изготовлению гирлянд и мишуры давали самые популярные печатные издания.

Украшения, изготовленные собственными руками, сочетали с магазинными. Кроме того, фигурки дополнялись стеклянными бусами, бумажными гирляндами и свечами.

В первые годы после революции в России существовал интересный обычай, когда после окончания праздника ёлку отдавали детишкам «на откуп». После торжеств дети срывали с новогодней зелёной красавицы украшения и сладости и оставляли трофеи себе. До нашего времени дошёл рассказ, как в далёком 1921 году в одну школу завезли множество реквизированных из дорогого магазина ёлочных украшений. Детки и учителя сначала нарядили ёлочку буржуйскими шариками, а после того, как праздник прошёл, разграбили её в клочья.

1927 — 1935 гг. В этот период времени ёлок в СССР к новогодним праздникам не ставили, видя в этом идеологическую угрозу. Лишь в начале зимы 1935-го советскими газетами было опубликовано обращение к народу наряжать колючие деревца к празднику для детишек.

В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, будённовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолётиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, сталинских броневиков.

В 1937 году к Новому году появились в продаже ёлочные шарики, украшенные портретами Ленина, Сталина и других членов Политбюро. Впоследствии таких ёлочных игрушек больше не выпускали. Неотъемлемой частью новогодней ёлки тогда также были хлопушки, крашеные шишки, бонбоньерки.

В начале 1937 года на праздник ёлки в московский Дом союзов Дед Мороз впервые пришёл с внучкой – Снегурочкой – с тех пор Снегурочки стали неотъемлемой частью новогоднего праздника.

В конце 30-х на ёлках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. Была выпущена серия ёлочных украшений на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, восточные красавицы. Не отставала и тема цирка: практически каждую новогоднюю ёлку украшали игрушечные клоуны, медведи, слоники, собачки. А после ошеломительного успеха кинофильма «Цирк» (кстати, Сталин его очень любил) в продаже появились ватные негритята.

Освоение Севера было отмечено фигурками полярников, белых медведей, парашютистов, самолётиков, дирижаблей..

Широко были распространены игрушки, изготовленные из прессованной ваты. Существовали специальные каркасы для человечков и животных, с помощью которых игрушке придавали заданную форму. Фигурку разукрашивали цветными красками и покрывали крахмальным клейстером. Такие игрушки промышленность выпускала вплоть до середины пятидесятых.

Чуть позже, в 1940-х годах, стали появляться ёлочные игрушки, изображающие предметы быта – чайники, самовары, лампы и др. «Их отличала текучесть формы и ручная роспись яркими красками».

В годы Великой Отечественной войны игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение ёлки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. При этом на фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабрики также продолжали выпускать новогодние игрушки, правда, ограниченными сериями. «Военные» ёлки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов… Дети очень любили парашютистов и с удовольствием их делали: привязывали кусочки белой ткани к любой ёлочной фигурке.

В первое послевоенное время в магазинах продавали лишь картонные листы с изображениями животных. Запускаются серии с мирной тематикой: изображения животных, детей, избушек в снегу. Их самостоятельно вырезали, склеивали и развешивали на ёлке. После войны 1 января снова стал выходным днём (это произошло в 1947 году). А ёлочные игрушки снова стали мирными.

В 1949 году, к юбилею А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке».   Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал   хоккей – соответственно, появились «ёлочные хоккеисты», любил цирк – на ёлках возникли цирковые персонажи.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряжёнка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). И теперь на ели росло всё! Виноград, лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок, снопы пшеницы, клубника, малина, яблоки, груши, сливы, персики, грибы… ватные, пенопластовые, стеклянные. Особое место принадлежало царице полей — кукурузе. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы…

Чуть позже набрали популярность наборы игрушек-«малюток». Представляли собой миниатюрные ёлочные украшения – копии обычных: шарики, фрукты, овощи, звери, бутылочки. Они не изжили себя и до сих пор, ими обычно украшают маленькие настольные ёлочки.

В 50-е годы ХХ века в СССР можно было приобрести ёлочные украшения по мотивам любимых детских сказок и мультфильмов. На ёлке можно было увидеть Доктора Айболита, Кота в сапогах, Буратино, Колобка, Конька-горбунка. Появились и новая серия, пропагандирующая дружбу народов, населяющих Советский Союз. Называлась она «15 республик – 15 сестёр», состояла из фигурок девушек в национальных костюмах.

Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» (1956 г.), появились ёлочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти минут двенадцать».

На часах двенадцать без пяти,

Новый год уже, наверное, в пути…

В 60-е годы модной темой игрушечной промышленности стал космос. Ёлки украшали игрушечными космонавтами, спутниками и ракетами, шарики с рисунками на космическую тематику.

В небывалых ракетах

Мы на Марс полетим,

На далёких планетах

Побывать мы хотим.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве ёлочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрёшек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрён. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.

В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками.

Также в 60-е годы появились первые электрические ёлочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Никаких реле ещё не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания».

Самые оригинальные и красивые украшения на ёлку выпускались до 60-х годов ХХ века. В основном это были украшения кустарного и полукустарного производства, которое впоследствии заменили машинным. Прилавки магазинов заполонили однотипные шары, шишки и снежинки.

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики ёлочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… Встречались, правда, звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом. Герои советских мультфильмов Карлсон, Винни Пух, белый медвежонок Умка и Чебурашка вытесняют на новогодней ёлке образы героев русских народных сказок.

В это же время стал очень популярен дождик из металлической фольги. Часто им так завешивали ёлку, что ни игрушек, ни зелёных иголок уже невозможно было разглядеть. Тематических игрушек стало заметно меньше, они становились всё более абстрактными.

В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. Они изображали зверей, спортсменов, детей и жителей страны в национальных костюмах.

В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. В 1980 году, когда в нашей стране проходили Олимпийские игры, в каждой семье были ёлочные игрушки в виде Олимпийских мишек, олимпийского факела, футбольных и баскетбольных мячей.

В 1990-е годы в продаже появилось множество ёлочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.